VIVA, ИСТОРИЯ !

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Конституции Российской Федерации – 20 лет!

«Конституции Российской Федерации – 20 лет!»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

учителя истории и обществознания

Сарбаевой Ирины Геннадьевны

 

 «Конституция в России»

Цели:

-раскрыть значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;

-развивать умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;

-воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.

Учащиеся должны знать:

-Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам.

-Конституция обладает высшей юридической силой.

-Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

-Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона. 

Учащиеся должны понимать:

-Конституция – закон высшей юридической силы.

-Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма, международного

сотрудничества, социального мира.

Учащиеся должны уметь:

-объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;

-характеризовать смысл основных понятий;

-анализировать тексты.

Тип мероприятия: представление нового материала с элементами практической работы.

Оборудование:  интерактивная доска, Конституция.

План мероприятия:

  1. Основной закон страны.
  2. Основные положения документа.

Salus populi suprema lex.

Благо народа – высший закон

Главное место в системе законодательства государства занимает конституция.

Конституция (лат. сonstitutio) – установление, учреждение, устройство.

 

Закон отец согласья, мира, дружбы.

А Конституция его прямой гарант.

Она у Правды состоит на службе,

Как солнца луч и милосердья квант.

 

Дана народу, для свершений дивных,

Чтобы без споров жить в России нам.

И чтоб тенденций роста позитивных,

Не оборвали хаос и бедлам.

 

О, Конституция, заслуженна народом,

Гражданским духом, мыслью и трудом.

Неважно для нее откуда родом,

Если Россия для тебя как отчий дом!

Историческая справка

Конституция – основной закон государства и общества,

регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации (записывают в тетрадь).

Так как конституция государства – это юридический, политический и идеологический по своему

характеру документ, то ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе,

которые сложились к моменту принятия и введения в действие конституции.

В отличие от остальных законов конституция: (списать с интерактивной доски и обсудить с учащимися)

а) закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства,

систему высших органов государственной власти;
б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;
в)обладает высшей юридической силой;
г) отличается стабильностью;
д) характеризуется особым порядком принятия и изменения.

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и

переходных положений (раздел 2) (знакомство с Конституцией).

За всю историю Российской Федерации принято 5 Конституций: в 1918- ом, 1925-ом, 1937-ом,

1978-ом и 1993-ем годах.

Принятие каждой из них означало, существенные изменения в жизни общества и

определяло новый этап развития государства.

  1. Групповая работа (класс делится на группы, знакомится с конституциями и заполняет таблицу).

Конституция

Основные принципы

Органы управления

Права и обязанности

Избирательная система

Территориально - государственное устройство

1918

 

 

 

 

 

1924,1925

 

 

 

 

 

1936,1937

 

 

 

 

 

1977,1978

 

 

 

 

 

 

  1.  Проверка работы групп и заполнение таблицы.
  2. Объяснение вопроса.

12 декабря 1993 года всенародным референдумом была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

Конституция 1993 г. отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый

подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий

трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы.

В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для

рыночной экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.

  1. Работа с Конституцией (глава 4) и систематизация данных на интерактивной доске. 

Задание: составить кластер «Полномочия президента».

 

Как Конституция определяет статус Президента?

 

  1. Обсуждение вопроса и проверка работы учащихся.
  2. Работа с Конституцией (глава 3).

Задание: прочитать, проанализировать, заполнить таблицу «Классификация прав и свобод человека и гражданина».

1. Социально-экономические права и свободы

2. Политические права и свободы

3. Личные права и свободы

 

 

 

 

 

Быть свободными

На жизнь

Участвовать в управлении государственными делами, в обсуждении и принятии законов

Неприкасаемость частной жизни

На отдых

На образование

На свободу слова

Свободного передвижения и

выбора места жительства

Вступать в брак и создавать семью

На необходимую оборону

Создавать общественные объединения

На охрану здоровья

На жилище

На квалифицированную юридическую помощь

Получать и распространять информацию.

Быть истинным гражданином своей страны можно только хорошо зная свои права и обязанности.

2013 год- юбилейный в течении государственных дат. Госсовет Чувашии и юридический факультет ЧГУ им. И.Н.Ульянова

совместно с  газетой «Республика» осуществляет проект- викторину, посвященную 20-летию Конституции РФ.

Всем участникам сегодняшнего мероприятия предлагается принять активное участие в реализации этого проекта.

Подробности вы можете узнать, воспользовавшись ссылкой. http://gov.cap.ru/info.aspx?gov_id=773&type=main&id=2620196

 

Список литературы

  1. Конституция РФ
  2. Мухаев Р.Т.  Политология. М.: Изд-во "Приор", 2000. - 400 с.
  3. Электронные пособия по политологии http://www.alleng.ru/edu/polit2.htm
  4. http://izbiraem.ru/party

http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskie-partii.html