«Конституции Российской Федерации – 20 лет!»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
учителя истории и обществознания
Сарбаевой Ирины Геннадьевны
«Конституция в России»
Цели:
-раскрыть значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;
-развивать умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;
-воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.
Учащиеся должны знать:
-Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам.
-Конституция обладает высшей юридической силой.
-Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
-Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона.
Учащиеся должны понимать:
-Конституция – закон высшей юридической силы.
-Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма, международного
сотрудничества, социального мира.
Учащиеся должны уметь:
-объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
-характеризовать смысл основных понятий;
-анализировать тексты.
Тип мероприятия: представление нового материала с элементами практической работы.
Оборудование: интерактивная доска, Конституция.
План мероприятия:
- Основной закон страны.
- Основные положения документа.
Salus populi suprema lex.
Благо народа – высший закон
Главное место в системе законодательства государства занимает конституция.
Конституция (лат. сonstitutio) – установление, учреждение, устройство.
Закон отец согласья, мира, дружбы.
А Конституция его прямой гарант.
Она у Правды состоит на службе,
Как солнца луч и милосердья квант.
Дана народу, для свершений дивных,
Чтобы без споров жить в России нам.
И чтоб тенденций роста позитивных,
Не оборвали хаос и бедлам.
О, Конституция, заслуженна народом,
Гражданским духом, мыслью и трудом.
Неважно для нее откуда родом,
Если Россия для тебя как отчий дом!
Историческая справка
Конституция – основной закон государства и общества,
регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации (записывают в тетрадь).
Так как конституция государства – это юридический, политический и идеологический по своему
характеру документ, то ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе,
которые сложились к моменту принятия и введения в действие конституции.
В отличие от остальных законов конституция: (списать с интерактивной доски и обсудить с учащимися)
а) закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства,
систему высших органов государственной власти;
б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;
в)обладает высшей юридической силой;
г) отличается стабильностью;
д) характеризуется особым порядком принятия и изменения.
Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и
переходных положений (раздел 2) (знакомство с Конституцией).
За всю историю Российской Федерации принято 5 Конституций: в 1918- ом, 1925-ом, 1937-ом,
1978-ом и 1993-ем годах.
Принятие каждой из них означало, существенные изменения в жизни общества и
определяло новый этап развития государства.
- Групповая работа (класс делится на группы, знакомится с конституциями и заполняет таблицу).
Конституция |
Основные принципы |
Органы управления |
Права и обязанности |
Избирательная система |
Территориально - государственное устройство |
1918 |
|
|
|
|
|
1924,1925 |
|
|
|
|
|
1936,1937 |
|
|
|
|
|
1977,1978 |
|
|
|
|
|
- Проверка работы групп и заполнение таблицы.
- Объяснение вопроса.
12 декабря 1993 года всенародным референдумом была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.
Конституция 1993 г. отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый
подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий
трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы.
В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для
рыночной экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.
- Работа с Конституцией (глава 4) и систематизация данных на интерактивной доске.
Задание: составить кластер «Полномочия президента».
Как Конституция определяет статус Президента?
- Обсуждение вопроса и проверка работы учащихся.
- Работа с Конституцией (глава 3).
Задание: прочитать, проанализировать, заполнить таблицу «Классификация прав и свобод человека и гражданина».
1. Социально-экономические права и свободы |
2. Политические права и свободы |
3. Личные права и свободы |
|
|
|
Быть свободными
На жизнь
Участвовать в управлении государственными делами, в обсуждении и принятии законов
Неприкасаемость частной жизни
На отдых
На образование
На свободу слова
Свободного передвижения и
выбора места жительства
Вступать в брак и создавать семью
На необходимую оборону
Создавать общественные объединения
На охрану здоровья
На жилище
На квалифицированную юридическую помощь
Получать и распространять информацию.
Быть истинным гражданином своей страны можно только хорошо зная свои права и обязанности.
2013 год- юбилейный в течении государственных дат. Госсовет Чувашии и юридический факультет ЧГУ им. И.Н.Ульянова
совместно с газетой «Республика» осуществляет проект- викторину, посвященную 20-летию Конституции РФ.
Всем участникам сегодняшнего мероприятия предлагается принять активное участие в реализации этого проекта.
Подробности вы можете узнать, воспользовавшись ссылкой. http://gov.cap.ru/info.aspx?gov_id=773&type=main&id=2620196
Список литературы
- Конституция РФ
- Мухаев Р.Т. Политология. М.: Изд-во "Приор", 2000. - 400 с.
- Электронные пособия по политологии http://www.alleng.ru/edu/polit2.htm
- http://izbiraem.ru/party
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskie-partii.html